Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Авторизация --------------
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние новости ------
Последние добавления -
Экспорт новостей ---------
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Каманина Полина (Юлия)
Каманина Полина (Юлия)
Баламутова Елена
Баламутова Елена
Флоринская Александра
Флоринская Александра
-------------- Кто на сайте?

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
 

Ширвиндт Александр

Основной раздел
 

Автор KOV, Включено 02-04-2009 14:09

Просмотры : 8576    

Одобрение : 515

Теги : превосходительство», Несчастливцев», кинематографической, колокольчиком», общеобразовательной, высокопоставленных, капустниками», трансформировалась, Чествование», капустников», преподавательской, Лермонтове», Отечеством», наклейками», профессиональные, социалистической, Джульетта», Крамнэгел», Недоросль», Сатирикон», бенефисах», идиотизму», мальчики!», мародерам», оркестром»,


Ширвиндт Александр

Ширвиндт Александр Анатольевич – народный артист РСФСР (1989), советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер и сценарист, родился 19 июля 1934 года в Москве.

Детство Александра прошло в центре Москвы, в старом доме у Никитских ворот. Его мама, Раиса Самойловна (1898-1985), в молодости начинала как актриса МХАТа, но по состоянию здоровья была вынуждена оставить сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии. Отец, Анатолий Густавович Ширвиндт (1896-1962), был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, а затем преподавал в музыкальной школе.

Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям, а Александра растили бабушка и няня. 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области, а оставшиеся 9 классов проучился в московской школе № 110 для детей самых высокопоставленных родителей. Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал школу бальных танцев при Доме ученых, где ему очень нравилось.

Детские воспоминания Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады. Театр заполнял весь мир его детства, и уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, и много играл в самодеятельном театре.

В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина на курс Веры Константиновны Львовой. С первых же дней своей учебы он зарекомендовал себя как одаренный ученик: преподаватели прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Там он сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита.

В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и был принят в труппу Театра-студии киноактера. А в 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм», где состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит». Но уже в том же 1957 году Александр Ширвиндт перешел в Театр имени Ленинского комсомола, дебютировав в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная». Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола Александр Ширвиндт сыграл более 30 ролей, а за время работы с Анатолием Эфросом превратился в зрелого мастера.

В 1968 году вслед за Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года, сыграв в спектаклях «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и др.

Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с другими актерами начал организовывать и проводить творческие собрания в Доме актера, где господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером - исполнителем. Собрания имели грандиозный успех у зрителей: это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались все те пороки, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф и литература. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде. Затем две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвинду перенести «посиделки» на голубой экран: так родились знаменитые «Театральные встречи».

На эстраде Ширвиндт выступал в нескольких амплуа: как режиссер, конферансье, автор и исполнитель. Именно он создал знаменитый дуэт Авдотьи Никитичны (Борис Владимиров) и Вероники Маврикиевны (Вадим Тонков). Ширвиндт также работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Львом Шимеловым, Владимиром Винокуром др. Кроме того, он писал монологи для многих артистов (Веры Марецкой, Михаила Пуговкина, Всеволода Санаева и др.), которые затем в их исполнении звучали с эстрады.

В 1970 году Александр Ширвиндт ушел из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звали Михаил Державин и Андрей Миронов. В Московском театре сатиры он сыграл более 30 ролей, поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра. Первой ролью Александра Ширвиндта в Театре сатиры стал граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970). Эта роль - одна из лучших в репертуаре актера.

С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей.

Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино, но в начале кинематографической карьеры (с 1957 года) ему не очень везло: большинство ролей почти не запомнились зрителям, кроме двух - в фильмах Евгения Ташкова «Приходите завтра» (лже-Станиславский), и «Майор Вихрь» (польский интеллигент Юзефа, помогающий советским разведчикам). Затем было еще несколько картин. Большой успех у зрителей имело неподражаемое трио Александр Ширвиндт - Андрей Миронов - Михаил Державин в комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (1979).

Но главной ролью Ширвиндта на тот момент была, конечно же, роль одного из друзей Жени Лукашина в комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Именно она сделала Ширвиндта актером всесоюзного масштаба. Помимо «Иронии судьбы...» Ширвиндт снялся еще в нескольких картинах Эльдара Рязанова.

Особенно плодотворно Александр Ширвиндт работал в кино в 80-е годы. Пожалуй, самой известной его работой была роль обаятельного афериста Леонидо Папагатто в сатирической комедии Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине».

Параллельно с работой в кино и театре Александр Ширвиндт занимается преподавательской деятельностью: с 1958 года он преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года - профессор). Среди его выпускников: Андрей Миронов, Алла Демидова, Наталья Гундарева, Светлана Рябова, Александр Пороховщиков, Леонид Трушкин, Амалия Мордвинова, Мария Голубкина, Леонид Ярмольник и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны (только в Театре сатиры их 16 человек).

Александр Ширвиндт - постоянный участник целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и особенно «Театральные встречи». Александр Ширвиндт принимал участие в бенефисах Веры Васильевой, Людмилы Гурченко, Ларисы Голубкиной, в программе «Бенефис о бенефисах», поставленных режиссером Евгением Гинзбургом.

Во второй половине 80-х слава Александра Ширвиндта обрела свое «второе дыхание». Тогда стало модным проводить всякого рода юбилеи, на которых обязательным атрибутом стали выступления тандема Александр Ширвиндт - Михаил Державин. Дуэт с Михаилом Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников». Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.

Знакомство Александра Ширвиндта со своей будущей женой Наташей Белоусовой состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. По профессии Наталья Николаевна - архитектор. По своим корням жена Александра Ширвиндта - столбовая дворянка: ее род по матери восходит к знаменитому Семёнову-Тян-Шанскому.

В 1965 году Александр Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в знаменитую высотку на Котельнической набережной, обменяв две комнаты в Скатертном и однокомнатную квартиру в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру.

Сын Александра Ширвиндта, Михаил, родился в 1958 году. Закончив Театральное училище им. Щукина, он несколько сезонов отработал в театре «Сатирикон», однако в 1993 году ушел на телевидение, где вел «Лотто Миллион», а в 1994 году создал студию «Весы», которая трансформировалась затем в телекомпанию «Живые новости». У Михаила Ширвиндта двое детей: сын Андрей (1981 г.р.) - окончил юридический факультет РГГУ, дочь Александра (1986 г.р.).

Александр Анатольевич Ширвиндт увлекается рыбалкой, баскетболом, игрой на скрипке. Более 40 лет он курит трубку, которая стала его непременным атрибутом.

В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт».

С середины 90-х Александр Анатольевич редко снимается в кино. Он продолжает успешно руководить Театром Сатиры. Однако отказаться от участия в продолжении знаменитой «Иронии судьбы» актер не смог. Будем надеяться, что это не последняя работа Ширвиндта в кино, ведь итоги подводить еще рано.

 

Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru

 

Театральные актёрские работы:

Дипломные спектакли:

«Трудовой хлеб» А.Н. Островского

«Ночь ошибок» Голдсмита

Театр им. Ленинского комсомола (1957-1969):

«Первая Конная» Б.Н. Норда - Белый офицер

«Колесо счастья» Тура

«Центр нападения умрёт на заре» А. Куссани

«О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской

«Святая Иоанна» Б. Шоу

«Товарищи-романтики» М. Соболя

«До свидания, мальчики!» Б. Балтера

«Вам 22, старики!» Э. Радзинского

«Когда цветет акация» Н. Винникова

«Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова 

«Чайка» А.П. Чехова - Тригорин

«Мольер» М.А. Булгакова - Людовик

«Каждому свое» С. Алёшина - Гудериан

«104 страницы про любовь» - Феликс

«Снимается кино» Э. Радзинского - Нечаев

Театр на Малой Бронной (1969-1970):

«Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова

«Ромео и Джульетта»

Театр Сатиры (с 1970 года):

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970)

«Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского

«Обыкновенное чудо» Е. Шварца - Министр-администратор

«Ревизор» Н.В. Гоголя - Добчинский

«Таблетку под язык» А. Макаенка - Ломтев

«Чудак-человек» В. Азерникова - Заводское руководство

«Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Горина - Отец

«Клоп» В. Маяковского - Президент репортажа

«Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Гектор

«Клеменс» К. Сая - Рыжебородый чужеземец, Старший купец, Высокая шапка, Большой начальник

«Горе от ума» А.С. Грибоедова - Молчалин

«Чудак» Н. Хикмета - Ахмет Рыза

«Трёхгрошовая опера» Б. Брехта - Роберт Пила

«Крамнэгел» Л. Устинова - Мервин Шпиндельман

«Бремя решения» Ф. Бурлацкого - Пьер Селинджер

«Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ - Негриш

«Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э. Радзинского - Михалев

«Счастливцев - Несчастливцев» Г. Горина - Несчастливцев

«Привет от Цюрупы» Ф. Искандера - Думающий о России

«Орнифль» Ж. Ануя - Орнифль

«Андрюша» А. Арканова и А. Ширвиндта

«Мольер»(«Кабала святош») - Мольер

«Грустно, но смешно» С. Плотова, В. Жука, А. Ширвиндта (2014)

Пётр Павлович Зарайский - «Где мы?∞!...» Родиона Овчинникова (реж. Родион Овчинников, 2018)  

Режиссёрские и сценарные работы в театре:

«Проснись и пой!» (совместно с Марком Захаровым) (1970)

«Маленькие комедии большого дома» (совместно с Андреем Мироновым) (1973)

«Нам - 50» (1974)

«Недоросль» (1978)

«Ее превосходительство» (1979)

«Концерт для театра с оркестром» (1982)

«Молчи, грусть, молчи...» (1985)

«Страсти Черноморья» (1988)

«Спартак»

«Зритель» (1992)

«Андрюша» (совместно с А. Аркановым) (2001)

«Слишком женатый таксист» (2003)

«Швейк, или гимн идиотизму» (2004)

«Женщины без границ» (2007)

«Свобода за любовь» (2008)

«Средства от наследства» Ю. Ряшенцева и Г. Полиди (2012)

«Дураки» Нила Саймона (2013)

«Грустно, но смешно» С. Плотова, В. Жука, А. Ширвиндта (2014)

«Чемоданчик» Юрия Полякова (2015)

«Никогда не поздно» Сэма Бобрика (2016)

 

Годы работы в театрах:

1951-1956 - учеба в Театральном училище им. Б.В. Щукина (курс В.К. Львовой).

1956-1957 - актёр Театра-студии киноактёра.

1957-1969 -  актёр театра им. Ленинского комсомола в Москве (с 1957 - в штате киностудии «Мосфильм»).

1969-1970 - актёр Московского драматического театра на Малой Бронной.

1970-2000 - актёр Московского академического театра Сатиры.

С 2000 до настоящего момента - художественный руководитель Московского академического театра Сатиры.

 

Награды и звания:

Заслуженный артист РСФСР (1974).

Народный артист РСФСР (1989).

Вторая премия на фестивале искусств "Театральная весна-74".

Премия "Золотой Остап" (1993, за участие в спектакле «Чествование»).

Орден Дружбы (1994).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004).

Орден «За заслуги перед Отечеством II степени» (2 ноября 2009 года).

Лауреат премии "Звезда Театрала" в номинации "Лучшая импровизация" (2009).

Чеховская медаль (2010).

Орден «За заслуги перед Отечеством» III-й степени (2014).

Орден «Ключ дружбы» "за выдающийся личный вклад в развитие культуры России, сохранение лучших традиций театрального искусства, уникальный талант, высочайший творческий потенциал, преданность своему профессиональному долгу, бескорыстное служение Отечеству" (9 октября 2014, Кемеровская область).

Национальная актёрская премия "Фигаро" им. Андрея Миронова (2015).

В честь А. А. Ширвиндта назван астероид (6767) Shirvindt, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 6 января 1983 года.

Награждён почётным знаком "Общественное признание".

Неоднократно приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

 

Фильмография:

Она Вас любит (1957) роль: Вадим Степанович Ухов, эстрадный певец

Атаман кодр (1958) роль: Василий Богдескул

Приходите завтра (1963) роль: Вадим, "Станиславский", студент консерватории

Театральные встречи БДТ в Москве (телеспектакль) (1966)

Майор "Вихрь" (1967) роль: Юзеф

Спасите утопающего (1967) роль: экскурсовод

Ещё раз про любовь (1968) роль: Феликс, "Топтыгин", физик-неудачник

Крах (1968) роль: Рейли, английский шпион

Шестое июля (1968) роль: Карахан, зам. наркома иностранных дел

В тринадцатом часу ночи (1968) роль: помреж на студии

Фитиль (короткометражный) (1968-1982) роль: Анатолий Шумаев (Слава С.), фильм «Отцы-одиночки» (75-й), «Путевка в жизнь» (244-й)

Сюжет для небольшого рассказа (1969) эпизод

Умеете ли вы жить? (1970) роль: Борис Есипович, преподаватель консерватории

Старики-разбойники (1971) роль: референт министра

Ты и я (1971) роль: приятель Саши

Терем-теремок (телеспектакль) (1971) главная роль: Борис Григорьевич Домовой

Безумный день, или Женитьба Фигаро (телеспектакль) (1973) роль: граф Альмавива

Всего несколько слов в честь господина де Мольера (телеспектакль) (1973) роль: Дон Жуан

Какая у вас улыбка (1974) роль: Илья, актёр театра, отец Сергея

Маленькие комедии большого дома (телеспектакль) (1974) роль: отец Серёжи

Бенефис Ларисы Голубкиной (телеспектакль) (1975) роль: Хиггинс

Дом, где разбиваются сердца (телеспектакль) (1975) роль: Гектор Хэшебай

Ирония судьбы, или С легким паром! (1976) роль: Павлик, друг Евгения Лукашина

Небесные ласточки (1976) главная роль: Альфред Шато-Жебюс, майор, брат Каролины  

12 стульев (1976) роль: председатель шахматного клуба, 4-я серия

Инкогнито из Петербурга (1977) роль: Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь

Любите ли вы театр? (документальный) (1977) сцена из спектакля «Женитьба Фигаро» по Бомарше, архивные кадры

Бенефис Людмилы Гурченко (телеспектакль) (1978)

Таблетку под язык (телеспектакль) (1978) роль: Ломтев

Мнимый больной (1979) роль: господин де Бонфуа, нотариус

Трое в лодке, не считая собаки (1979) главная роль: Харрис, 1-я и 2-я серия

Альманах сатиры и юмора (телеспектакль) (1980) роль: г-н Фальк, "Летучая мышь"

Восточный дантист (1981) главная роль: Тапарникос, профессор-дантист

Отпуск за свой счёт (СССР, Венгрия) (1981) роль: Юрий Николаевич, директор туристического бюро

Факты минувшего дня (1981) роль: Юрий Николаевич Шаганский, директор туристического бюро

Вокзал для двоих (1982) роль: Шурик, Александр Анатольевич, ресторанный лабух

Принцесса цирка (1982) роль: Фирелли, директор цирка

Просто ужас! (1982) роль: главврач

Ревизор (телеспектакль) (1982) роль: Добчинский

Серебряное ревю (1982) роль: Валерий Михайлович Завьялов-Гуранский, худрук

Нежданно-негаданно (1983) роль: антиквар, сосед

Аплодисменты, аплодисменты (1984) роль: Игорь Макаров, артист, бывший муж Леры Гончаровой

Герой её романа (1984)

Вместе с Дунаевским (1984)

Зимний вечер в Гаграх (1985) роль: ведущий телепередачи "Музыкальная панорама"

Миллион в брачной корзине (1985) главная роль: Леонидо Папагатто

Самая обаятельная и привлекательная (1985) роль: Аркадий, муж Сусанны

Семь криков в океане (1986) роль: Сантьяго Сабала     

Герцогиня Герольштейнская (телеспектакль) (1986) выступает со вступительным словом перед спектаклем

Забытая мелодия для флейты (1987) роль: Мясоедов, чиновник "Главного управления свободного времени"

Шантажист (1987) главная роль: Валерий Юрьевич Куликов, отец Гены, директор НИИ

Искусство жить в Одессе (1989) роль: Тартаковский

Бабник (1990) главная роль: Аркаша

Осада Венеции | Caccia alla vedova (СССР, Италия, Франция) (1991) роль: инквизитор

Чокнутые (1991) главная роль: Джордж Стефенсон, изобретатель паровоза 

Андрей (документальный) (1991)

Русский регтайм (1993) роль: отец Кости

Простодушный (1994) роль: де Сент-Пуанж, придворный чиновник

Чтобы помнили... (документальный) (1994) фильм «Юрий Белов» (6-й)

Валентина Георгиевна, ваш выход! (документальный) (1994)

Роковые яйца (1995) роль: редактор

Привет, дуралеи! (1996) роль: лидер социалистической партии

Андрюша (телеспектакль) (2001)

Чтобы помнили... (документальный) (2002) фильм «Роман Ткачук» (94-й)

Счастливцев - Несчастливцев (телеспектакль) (2003) роль: Несчастливцев

Привет от Цюрупы! (телеспектакль) (2004) главная роль: Думающий о России

Орнифль (телеспектакль) (2004) главная роль: Орнифль

Лидия Смирнова. "Я родилась в рубашке" (документальный) (2005)

Инна Ульянова. Инезилья (документальный) (2005)

Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Борис Владимиров. Вадим Тонков | Вадим Тонков. Борис Владимиров»

Ипподром. Смертельный забег. (документальный) (2006)

Ирония судьбы. Продолжение (2007) роль: дядя Паша

Анатолий Папанов. Обратная сторона славы (документальный) (2007)

Моя обманчивая мрачность. Марк Захаров (документальный) (2008)

Истории и легенды Ленфильма (документальный) (2008) фильм «Трое в лодке, не считая собаки | Как снимали фильм "Трое в лодке, не считая собаки"» (7-й)

Неизвестная версия (документальный) (Украина) (2008) фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Аркадий Арканов. Рояль в кустах (документальный) (2008)

Пугачёва, Распутина... Все звёзды Дербенёва (документальный) (2008)

Алексей Арбузов. Сказки и быль (документальный) (2008)

Возвращение мушкетёров (2009) роль: Кольбер, министр финансов

Пёстрые сумерки (2009) роль: Александр Белых, джазовый пианист

Александр Ширвиндт. Счастливая жизнь счастливого человека (документальный) (2009)

Истории и легенды Ленфильма (документальный) (2009) фильм «Мой друг Иван Лапшин | Как снимали фильм "Мой друг Иван Лапшин"» (17-й)

Истории и легенды Ленфильма (документальный) (2009) фильм «Как снимали фильм "Небесные ласточки"» (18-й)

Марковна. Перезагрузка. (2010) роль: Алехандро

Последняя шутка Григория Горина (документальный) (2010)

Человек в кадре (документальный) (2010) фильм «Ростислав Плятт»

Лидия Смирнова. Женщина на все времена (документальный) (2010)

Вера Васильева. Секрет её молодости (документальный) (2010)

Лариса Голубкина. Я тебя никогда не забуду (документальный) (2010)

Спето в СССР (документальный) (2010) фильм «Остров невезения»

Михаил Державин. Тот ещё "моторчик" (документальный) (2011)

Андрей Миронов. Смотрите, я играю... (документальный) (2011)

Олег Митяев. "Фантазии завтрашнего дня" (документальный) (2011)

Фальшак (документальный) (2011)

Мольер (Кабала святош) (телеспектакль) (2013) роль: Жан Батист Поклен де Мольер

Георгий Бурков. Ироничный Дон Кихот (документальный) (2013)

Ольга Волкова. Не хочу быть звездой (документальный) (2014)

Инна Ульянова. Под маской счастливой женщины (документальный) (2014)

Ольга Аросева. Рецепт её счастья (документальный) (2015)

Вера Васильева. Нечаянная радость (документальный) (2015)

 

Озвучивание:

Машинка времени (анимационный) (1967) от автора

Каратель (1968) роль: пьяный

Ни слова о футболе (1973) голос за кадром

Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975) от автора

Как грибы с горохом воевали (анимационный) (1977) персонаж: Царь Горох

Новый Аладдин (анимационный) (1979)

Вовка - тренер (анимационный) (1979) от автора

За спичками | Borrowing Matchsticks | Låna tändstickor (СССР, Финляндия) (1980) текст от автора

Самый маленький гном (анимационный) (1981) персонаж: Серенький козлик, Выпуск 3-й

Пёс в сапогах (анимационный) (1981) персонаж: Красавчик

Жил-был Саушкин (анимационный) (1981) персонаж: дядя Капа, житель Страны Добряков, фильм «Жил-был Саушкин» (1-й)

Алиса в Стране чудес (анимационный) (1981) персонаж: Чеширский Кот

Алиса в стране чудес | Alice in Wonderland (США) (2010)

 

Режиссер:

Терем-теремок (телеспектакль) (1971)

Проснись и пой (телеспектакль) (1974)

Маленькие комедии большого дома (телеспектакль) (1974) совместно с Андреем Мироновым и Валентином Плучеком

Чао! (телеспектакль) (1977)

Герцогиня Герольштейнская (телеспектакль) (1986)

Андрюша (телеспектакль) (2001)

 

Сценарист:

Фитиль (короткометражный) (1969) фильм «Страшный сон» (89-й)

Чао! (телеспектакль) (1977)

Фитиль (короткометражный) (1983) фильм «Ждите» (250-й)


Обновлён : 29-05-2018 18:49

Комментарии автора Комментарии пользователей Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи Читать дальше

Ильинский Игорь

Основной раздел
 

Автор KOV, Включено 01-04-2009 17:03

Просмотры : 7628    

Одобрение : 437

Теги : неудовлетворённости, шестисантиметровыми, Телескоп/профессор, Кречинского», Социалистического, Комиссаржевского, Лисистрата», Отрочества», государственного, короткометражный, профессиональной, Государственную, Государственных, Комиссаржевской, Художественного, Честность», государственный, заразительность, помещиков», противоположную, рогоносец», транслировалась, художественного, эксцентрической, Академического,


Ильинский Игорь

Ильинский Игорь Владимирович – народный артист СССР (1949), советский актер театра и кино, родился 11 (24) июля 1901 года в Москве.

В 1917 году Игорь Ильинский поступил в театральную студию под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского. Впервые на профессиональной сцене он выступил в 1918 году в театре имени В.Ф. Комиссаржевской: сыграл роль Старика в комедии Аристофана «Лисистрата».

В 1918 году Ильинский становится актёром театра ХПСРО. Затем он работал в ряде московских театров: Театр оперетты, театр «Летучая мышь», Теревсат, МХАТ, Первый государственный театр для детей.

Пробуя свои силы в различных жанрах, Ильинский наибольших успехов добился в комедийных ролях. Уже в этот период обнаружились огромное сценическое обаяние актёра, его большая эмоциональная заразительность, склонность к яркой комедийной форме, мастерство перевоплощения.

В 1920 году Игорь Ильинский поступил в Театр РСФСР, преобразованый впоследствии в театр имени Мейерхольда, где работал до 1935 года.

С 1938 года и до конца жизни ( почти 50 лет) Ильинский работал в труппе Малого театра, дебютировав в роли Хлестакова, затем играл роли Загорецкого, Счастливцева и многих др.

Склонность Ильинского к лирике, драматизму, передаче глубоких человеческих чувств нашла свое отражение и в его концертной деятельности: с начала 20-х годов XX века он выступал как мастер художественного слова. Особенно ярко эти качества проявились в исполнении рассказа Карла Ивановича из «Отрочества» Л.Н. Толстого и «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя.

В эстрадном репертуаре Ильинского большое место занимают произведения Пушкина, Крылова, Щедрина, Чехова. Актер использовал в концертных выступлениях свою богатую мимику, выразительный жест, движение.

Во второй половине двадцатых годов Игорь Ильинский начинает сниматься в кино, где ему также достаются яркие комедийные образы. В 1924 году Яков Протазанов снимает его в своей картине "Аэлита". А в следующем году к молодому актеру приходит первый большой успех: он снимается в эксцентрической комедии Протазанова "Закройщик из Торжка".

В 1926-м году выходит сразу три картины с участием Ильинского, и зритель влюбляется в актера: картины идут с большим успехом. При этом изменяется и его герой: теперь это уже не просто комический образ, а социальный тип.

Многие трюки актёр придумывает сам. Талант Ильинского наконец раскрывается с неожиданной стороны: он уже не только смешит зрителя, но и заставляет его сочувствовать своему герою. Но образы, сыгранные актёром в то время очень похожи между собой: это смешные обыватели и прохиндеи. А актёр хотелт большего. Это чувство неудовлетворённости, свойственные большим художникам, никогда не оставляло Ильинского: наступил творческий кризис.

Любопытно, что именно в эти годы Ильинский решительно уходит от комических образов и на театральной сцене. Актер уходит из театра Мейерхольда и пять лет не снимается в кино. Выйти из творческого кризиса ему удаётся лишь к концу 30-х годов.

Чрезвычайно плодотворный период в жизни артиста связан с его работой в кино вместе с известным режиссером Г. Александровым. В 1938 году Ильинский великолепно сыграл роль Бывалова в комедии "Волга-Волга". Он сознательно лишил своего героя каких-либо комических черт, создав нарицательный образ бюрократа. Все свои трюки Ильинский выполнял сам, даже знаменитый прыжок с верхней палубы. За эту роль Ильинский получил Государственную премию и новую волну народной любви. Она же, возможно, спасла актёра и от лагерей: Сталин смотрел фильм шестнадцать раз. На дне рождения Молотова он бросил актёру: "А, Бывалов! Вы бюрократ, и я бюрократ. Мы поймём друг друга".

Успех этого фильма определил развитие советской кинокомедии на несколько последующих десятилетий. Но после него Ильинский практически перестал сниматься и на целых восемнадцать лет прекратил серьезную работу в кино. В это трудное время Ильинский напряженно работал в театре, записывался на радио. Кроме того, Ильинский много выступал на эстраде, проявив себя незаурядным чтецом.

Правда, в пятидесятые годы Ильинского снова начинают много снимать, на этот раз в фильмах-спектаклях, поскольку Министерство культы приняло решение запечатлеть на кинопленке основные постановки Малого и Художественного театров. Примечательно, что Ильинский для каждой из них (а речь идет о таких пьесах, как "Горе от ума" А. Грибоедова, "Ревизор" Н. Гоголя, "Волки и овцы" А. Островского) не допускал точного повторения того, что им уже было сделана сцене. Каждую роль, даже такую небольшую, как роль Загорецкого, Ильинский вновь шлифовал и отрабатывал, обогащая новыми штрихами.

По-настоящему звездную роль в кино после "Волги-Волги" Ильинскому удалось сыграть только спустя 18 лет. Он снялся в знаменитой комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" в роли бюрократа Огурцова. Без этой картины долгое время не обходился ни один Новый год в нашей стране. Появилась целая народная традиция: 31 декабря с друзьями или с семьёй обязательно смотреть по телевизору "Карнавальную ночь". Это была третья волна (после "немого" периода и "Волги-Волги") народной любви к Ильинскому.

Но сам мастер не любил большинство комедий со своим участием: он продолжал искать чего-то большего, чего-то иного и серьёзного. И судьба вознаградила его. В 1962 году он вновь снялся в картине Эльдара Рязанова: в бессмертной "Гусарской балладе" актер сыграл совершенно противоположную по стилистике роль, создав запоминающийся образ Кутузова.

В конце шестидесятых годов Ильинский занялся и театральной режиссурой. Первой его постановкой стала сценическая версия романа Г. Флобера "Госпожа Бовари".

А под самый конец жизни в Малом театре он создаёт образ Льва Толстого в спектакле по пьесе Иона Друцэ "Возвращение на круги своя". Это действительно было возвращение на круги своя: всё началось с театра, им и закончилось. Последняя роль в кино сыграна Ильинским в 1973 году. Их орбиты больше никогда не пересекались, а ведь впереди было ещё долгих 14 лет жизни.

В глубокой старости Игорь Ильинский много играл на радио - его приводили в студию под руки, он был почти слеп, и ассистент режиссера переписывал для него роль огромными шестисантиметровыми буквами. Но, взяв в руки текст, артист преображался: немощь исчезала, наступало чудо театра: Игоря Ильинского заменял его персонаж.

Игорь Владимирович Ильинский скончался 13 января 1987 года, в канун Старого Нового Года, когда по телевидению транслировалась одна из его знаменитых киноработ «Карнавальная ночь». По стечению обстоятельств в канун Нового 1992 года в ожидании «Карнавальной ночи» скончался еще один актер из этого фильма Юрий Белов.

Игорь Ильинский похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (10 уч.).

 

Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru

 

Театральные работы:

АКТЁР  театра:

Театра ХПСРО (1918-1920):

Селим - «Похищение из гарема» В.А. Моцарта

Антонио - «Женитьба Фигаро» П. Бомарше

Театр имени Мейерхольда (1920-1935):

Фермер Гислен - «Зори» Э. Верхарна

Тихон - «Гроза» А.Н. Островского

Немец 1 и Соглашатель-меньшевик - «Мистерия-Буфф» В.В. Маяковского

Расплюев - «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина

Ревнивец Брюно - «Великодушный рогоносец» Ф. Кромелинка

Аркашка Счастливцев - «Лес» А.Н. Островского

Фамусов - «Горе уму» А.С. Грибоедова

Присыпкин - «Клоп» В.В. Маяковского

Матрос Сёмушкин - «Последний решительный» Вс. Вишневского

Ломов - «Предложение» А.П. Чехова (спектакль «33 обморока»)

Малый театр (1938-1987):

Хлестаков - «Ревизор» Н.В. Гоголя

Загорецкий - «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Гаврила - «Богдан Хмельницкий» А.Е. Корнейчука

Аркадий Счастливцев - «Лес» А.Н. Островского

Шмага - «Без вины виноватые» А.Н. Островского

Чеснок, председатель колхоза - «В степях Украины» А.Е. Корнейчука

Мурзавецкий - «Волки и овцы» А.Н. Островского

Мальволио - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира

Юсов - «Доходное место» А.Н. Островского

Шибаев, матрос - «Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского

Городничий - «Ревизор» Н.В. Гоголя

Картавин - «Когда ломаются копья» Н.Ф. Погодина

Аким - «Власть тьмы» Л.Н. Толстого

Фома Опискин - «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского

Профессор Горностаев - «Любовь Яровая» К.А. Тренёва

Фамусов - «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Городничий - «Ревизор» Н.В. Гоголя

В.И. Ленин - «Джон Рид» Е.Р. Симонова

Расплюев - «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина

Сабир - «Мезозойская история» М. Ибрагимбекова

Лев Толстой - «Возвращение на круги своя» И. Друце

Фирс - «Вишневый сад» А.П. Чехова

Крутицкий - «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского

РЕЖИССЁР  театра:

«Ярмарка тщеславия» В. Теккерея (1958, совместно с режиссёром В.И. Цыганковым)

«Любовь Яровая» К.А. Тренёва (1960, совместно с режиссёром В.И. Цыганковым)

«Честность» А.В. Софронова (1961, совместно с режиссёром В.И. Цыганковым)

«Госпожа Бовари» Г. Флобера (1963, совместно с режиссёром А.А. Шиповым)

«Ревизор» Н.В. Гоголя (1966)

«Лес» А.Н. Островского (1974)

«Вишнёвый сад» А.П. Чехова (1982)

«На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского (1984)

«Человек, который смеётся» В. Гюго (1986, совместно с В.Я. Мартенсом)

 

Годы театральной работы:

1917-1918 - учёба в Театральной студии Ф.Ф. Комиссаржевского.

1918-1920 - актёр московских театров (ХПСРО, Театра Оперетты, Театра "Летучая мышь", театра Революционной сатиры, Московского Художественного Театра, Первого государственного Театра для детей).

1920-1935 - актёр Московского Театра РСФСР  (с 1923 - Театр им. В.Э. Мейерхольда).

С 1938 - актёр Московского Академического Малого театра.

 

Награды и звания:

Заслуженный артист РСФСР (1942).

Народный артист РСФСР (1945).

Народный артист СССР (1949).

Сталинская премия первой степени (1941, за роль Бывалова в фильме «Волга-Волга»).

Сталинская премия первой степени (1942, за роль Чеснока в спектакле «В степях Украины» А.Е. Корнейчука).

Сталинская премия первой степени (1951, за роль матроса Шибаева в спектакле «Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского).

Герой Социалистического Труда (1974).

Ленинская премия (1980, за работы в театре и кино).

Три ордена Ленина (1967, 1971, 1974).

Три ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1949, 1961).

Орден Дружбы народов (1981).

Орден Октябрьской Революции (1986).

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Медаль «В память 800-летия Москвы».

Премия ВКФ (1958, за роль в фильме «Карнавальная ночь»).

Первая премия ВТФ исполнителю главной роли (1972, за роли в фильме «Эти разные, разные, разные лица»).

 

Фильмография:

Аэлита (1924) роль: Кравцов, сыщик

Папиросница от Моссельпрома (1924) роль: Никодим Митюшин, помощник бухгалтера "Пыльтреста"

Закройщик из Торжка (1925) главная роль: Петя Петелькин, портной

Мисс Менд (1926) главная роль: клерк Том Гопкинс 

Процесс о трёх миллионах (1926) главная роль: Тапиока, мелкий воришка

Когда пробуждаются мёртвые (1926) главная роль: Никешка Вонмигласов

Поцелуй Мэри Пикфорд (1927) главная роль: Гога Палкин, билетёр

Чашка чая (1927) роль: Ильинский

Кукла с миллионами (1928) главная роль: Поль Колли

Праздник Святого Йоргена (1930) главная роль: Франц Шульц

Шахта 12-28 (1931)

Механический предатель (1931) главная роль: комендант Прут

Однажды летом (1936) главные роли: Телескоп, председатель автомобильного клуба  / профессор Сен-Вербунд, шарлатан-фокусник, выдающий себя за профессора

Волга-Волга (1938) главная роль: Иван Иванович Бывалов, начальник Управления мелкой кустарной промышленности в г. Мелководске

Хирургия (короткометражный) (1939) главная роль: Глеб Глебыч, фельдшер

Преступление и наказание (короткометражный) (1940) главная роль: Горбушкин 

Владимир Маяковский (документальный) (1940) отрывок из спектакля «Клоп»

Концерт фронту (1942) роль: чтец - шуточное стихотворение Натальи Кончаловской "Близнецы", монолог "Был ли я актёром?"

Живи, родная Беларусь (1944)

Малый театр и его мастера (документальный) (1951) роль в отрывках из спектакля «Ревизор» Н.В. Гоголя: Хлестаков

Волки и овцы (телеспектакль) (1952) главная роль: Аполлон Викторович Мурзавецкий

На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль) (1952) роль: Крутицкий

Горе от ума (телеспектакль) (1952) роль: Антон Антонович Загорецкий

Званый ужин (короткометражный) (1953) главная роль: Пётр Петрович 

Безумный день (1956) главная роль: Зайцев

Карнавальная ночь (1956) главная роль: Серафим Иванович Огурцов, и.о. директора Дворца культуры

Звёзды встречаются в Москве (документальный) (1958)

Гусарская баллада (1962) роль: Михаил Илларионович Кутузов, фельдмаршал

Фитиль (короткометражный) (1962-1964) роли: Тетерютин / Фуфин, доктор, фильмы «В одном сапоге» (1-й), «Патологический случай» (26-й)

Мелодии Дунаевского (киномонография) (документальный) (1963)

Встречи с Игорем Ильинским (документальный) (1965) главная роль

Коллекция Капы (телеспектакль) (1966) роль: управдом

Старый знакомый (1969) главная роль: Серафим Иванович Огурцов

Эти разные, разные, разные лица (1971) главная роль: исполняет все 23 роли в фильме

Рассказы А.П. Чехова исполняет Игорь Ильинский (телеспектакль) (1973)

Ильинский о Зощенко (телеспектакль) (1974) главная роль

Лес (телеспектакль) (1975) роль: Счастливцев

Свадьба Кречинского (телеспектакль) (1975) роль: Иван Антонович Расплюев, сосед Кречинского

Власть тьмы (телеспектакль) (1978) главная роль: Аким

Возвращение на круги своя (телеспектакль) (1979) главная роль: Лев Николаевич Толстой

Вишнёвый сад (телеспектакль) (1983) роль: Фирс

На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль) (1985) роль: Крутицкий

Игорь Ильинский. Жизнь артиста (документальный) (2001) архивные кадры

Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Игорь Ильинский», архивные кадры

 

Озвучивание:

Баллада о столе (анимационный) (1955) читает текст

Пересолил (анимационный) (1959) персонаж: землемер Глеб Гаврилович Смирнов / читает текст

Иван Иваныч заболел… (1966) читает текст

Дом, который построил Джек (анимационный) (1976) от автора

Очумелов (2009) (озвучивание состоялось благодаря сохранившимся записям в архивах Госфильмофонда)

 

Режиссер:

Однажды летом (1936)

Фитиль (короткометражный) (1964) фильм «Патологический случай» (26-й)

Старый знакомый (1969)

Эти разные, разные, разные лица (1971)

Ильинский о Зощенко (телеспектакль) (1974)

Лес (телеспектакль) (1975)

Ярмарка тщеславия (телеспектакль) (1976)

Вишнёвый сад (телеспектакль) (1983)

На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль) (1985)

 

Сценарист:

Встречи с Игорем Ильинским (документальный) (1965)

Ильинский о Зощенко (телеспектакль) (1974)

 

Каскадер:

Мисс Менд (1926)

 


Обновлён : 26-04-2018 19:26

Комментарии автора Комментарии пользователей Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи Читать дальше
    421 422 423 424 425 426 427 428 429 430    


Результаты 1288 - 1290 из 2296